Композитор: Михаил Ротарь
Балет-фантазия по мотивам романа Ф. Достоевского «Идиот» в двух актах. Сцена в парке.
Премьера спектакля состоялась 23 февраля 2022 в Пермском театре.
Автор идеи и режиссер – Сергей Райник
Хореография – Сона Овсепян, Мария Польща, Марина Кремнева, Арина Панфилова, Сергей Райник
Ритм-секция- Валерий Черноок
Саунд-дизайн- Алексей Евченко
Концептуальное решение костюмов – Игорь Горячев
Художник по костюмам – Наталья Чернобровина
Сценография – Валерий Кунгуров
Свет – Симон Давид
Видео - арт Рената Черниговская
В 2021 году во всем мире отмечалось 200-летие одного из классиков литературы – Федора Михайловича Достоевского. Ф.М. Достоевский является одним из самых читаемых и переводимых русских писателей . Ежегодно его произведения и факты биографии тиражируются в спектаклях и кинолентах. Феномен его творчества вызывает дискуссии на десятках научно-художественных конференциях разного уровня. Не слабеющий интерес вызывает некая тайна писателя, которая все еще остается нераскрытой.
Театр «Балет Евгения Панфилова» представляет новую постановку под кураторством художественного руководителя театра Сергея Райника . Хореографический спектакль-балет, основан на знаковом для русской культуры романе «Идиот».
Уникальность постановки в том, что к работе были приглашены сразу пять хореографов и семь композиторов. Это отвечало художественным задачам, которые стояли перед режиссером. Идея использовать потенциал молодых, значительно расширивших свои навыки участием в профессиональных сообществах и работой в заметных художественных проектах, происходила из замысла автора проекта Сергея Райника. На его взгляд более глубокое современное понимание сути романа даст дробление тела произведения на части, его препарирование и интерпретация с разных точек зрения . В этой творческой коллаборации приняли участие музыканты из Москвы , Минска, Санкт-Петербурга и Перми, которые выступили в тандеме с пермскими хореографами, написав каждый уникальный саундтрек для каждой части. Работа над балетом потребовала значительного временного отрезка. В целом было потрачено два года на осуществление проекта.
В постановочном процессе приняли участие в качестве хореографов – Сона Овсепян (Москва), Марина Кремнева, Мария Польща, Арина Панфилова. Сергей Райник выступил главным идеологом спектакля, объединив все части режиссерским и хореографическим решением.
Над сценографией спектакля трудился Валерий Кунгуров, который уже многие годы сотрудничает с театром. Но на этот раз время, пространство и эмоциональная составляющая отдельных сцен будет дополнена видео-артом, созданным Ренатой Черниговской.
Работу над костюмами в спектакле доверена молодому пермскому дизайнеру Игорю Горячеву и его бренду «Я есть». Он не просто создает модную актуальную одежду уличного стиля, но прежде всего формирует вокруг этого свою концепцию и особую философию, основанную на осознанном потреблении, осознании человеком себя во вселенной. Всё это в буквальном смысле отражается в одежде брэнда через принты, покрой, специальную ткань.
Новая хореографическая интерпретация романа подразумевает, что события и герои существуют вне времени, и, соответственно, вне моды. Герои романа появятся на сцене в концептуальной одежде Горячева, и только некоторые винтажные детали будут служить отсылкой ко времени в романе.
Идиот нашего времени
В качестве главных действующих лиц выбраны только четыре персонажа романа: Мышкин, Настасья Филипповна, Рогожин и Елизавета Прокофьевна Епанчина.
По форме спектакль представляет собой балет-сюиту, каждый эпизод связан общим лейтмотивом. Персонажи вычленяются из контекста времени романа. Действующие лица существуют не только в девятнадцатом веке, но перенесены будто бы в наши дни или даже обозримое будущее.
В этом перепеве «Идиота» смешивается прошлое и настоящее. На смену декорациям 19 века приходят современные образы. Режиссер придает особую значимость и делает главным образ Настасьи Филипповны. Ее роль это три ипостаси одного сильного характера. И для усиления впечатления эту партию исполняют три балерины. Их разность настолько очевидна, что вводит в заблуждение зрителя. Но строгое соответствие остальных героев не позволит отклониться от заданной темы. Сюжет остается бессменным: любовь во всех проявлениях. Автор превращает его в некий актуальный миф- фантасмагорию по мотивам Достоевского, увиденную с позиции команды молодых авторов.
Роли исполняют:
Князь Мышкин – Павел Васькин
Рогожин – Сергей Курочкин/Евгений Лыков
Настасья Филипповна, три ее ипостаси – Мария Тихонова, Юлия Шалягина, Сузу Ито
Елизавета Прокопьевна – Елена Кондакова/Юлия Манжелес
Аглая – Елизавета Чернова
Аделаида – Лада Старкова
Александра – Мария Дудина
Тоцкий – Дмитрий Кулемин
Ганя - Павел Гасимов
Лебедев – Марина Кузнецова
Огонь – Марина Кузнецова
Массовые сцены – артисты театра